В сентябре 2022 г. один из крупнейших российских медиапроектов – сервис «Яндекс. Дзен» – перешёл во владение корпорации VK. С этого момента он называется просто «Дзен». Разберёмся, что это за платформа: какие функции она предлагает и как ей пользоваться.
«Дзен» – это блог-платформа, реализованная как сервис персональных рекомендаций на базе алгоритмов машинного обучения. Если выразиться просто, то это бесконечная лента информационных материалов, которая формируется на основе предпочтений пользователя.
Платформа располагается по адресу https://dzen.ru/ и открыта всем желающим. Персональные рекомендации можно увидеть в специальном блоке главной страницы. Просто прокрутите ленту вниз (в web-версии) или нажмите кнопку «Подобрали ленту для Вас» (в мобильной версии).
То, какие публикации Вам будут представлены, зависит от истории просмотров, интересов, местоположения и прочих факторов.
Медиаплатформа создана российской технологической компанией «Яндекс» и первоначально называлась «Яндекс. Дзен». Впервые её запустили в июне 2015 г. в экспериментальном режиме; это был сервис на домене zen.yandex.ru, в рамках которого зарегистрированным пользователям рекомендовались публикации в СМИ. Он работал исключительно на Android-устройствах, в мобильной версии браузера, поэтому доступ к нему имели примерно 5% читателей.
Платформа постепенно развивалась и к моменту её официального запуска, состоявшегося в июне 2016 г., здесь был представлен разнообразный контент – авторские статьи, изображения, видео с YouTube. Позже появилась турбо-страницы и нарративы, адаптированные к просмотру на мобильных устройствах.
Интерес читателей к «Яндекс. Дзен» рос стремительно, и уже в июле 2018 г. совет директоров компании принял решение выделить проект в отдельное бизнес-направление. И с этого момента платформа начала приобретать черты социальных сетей – здесь появились публичные профили, подписки, система комментирования. А в 2021 г. она была полностью переориентирована на блоги и видеоконтент.
Важное изменение в работе платформы произошло 05.05.2022 г., когда компания представила новый алгоритм формирования ленты рекомендаций. Если раньше учитывалось множество поведенческих стратегий пользователя, то теперь за основу было взято 2 критерия – персональные предпочтения и качество материалов. Постоянному читателю предлагался контент только из тех блогов, на которые он был подписан.
Переломный момент в истории «Яндекс. Дзен» наступил 23 августа 2023 г., когда холдинг VK официально объявил о покупке медиаплатформы; юридически сделка состоялась 12 сентября 2023 г. Компания «Яндекс» назвала главной причиной решения о продаже сервиса стремление сосредоточиться только на информационных сервисах, т.к. работать одновременно в нескольких направлениях стало слишком сложно из-за ужесточившихся требований законодательства.
После смены владельца медиаплатформа была переименована в «Дзен», и многое в ней изменилось. Прежде всего, перемены коснулись принципа формирования персональной ленты публикаций, монетизации, функциональности личного кабинета автора. Но обо всё по порядку…
Платформа «Дзен» разработана на базе технологии слабого искусственного интеллекта – алгоритмов машинного обучения. Она решает единственную задачу – формирует модель предпочтений пользователя на основе нескольких факторов (интересов, сведений о посещаемости сайтов и т.п.). Благодаря этому система предлагает каждому зарегистрированному участнику платформы максимально релевантный и актуальный контент, в т.ч. из незнакомых источников.
Примечательно, что технология «Дзен» была адаптирована CERN – Европейской организацией по ядерным исследованиям – к работе на Большом адронном коллайдере. Она применяется в целях углублённого анализа результатов физических экспериментов.
Лента рекомендаций адаптивна: она постоянно перестраивается в зависимости от поведения пользователя, например, после ввода им новых поисковых запросов.
На платформе «Дзен» реализовано несколько форматов публикаций – посты, статьи, видео и кроткие видеоролики. Выбор определённого из них зависит от тематики, цели, предпочтений целевой аудитории. А если Вы хотите активно развивать и коммерциализировать блог, то используйте одновременно несколько вариантов – это всегда вызывает синергетический эффект в маркетинге и продажах.
Формат коротких постов появился в «Дзен» недавно и быстро приобрёл популярность. Его преимущество – в краткости; к публикации принимаются заметки объёмом не более 4096 символов, при этом они будут отображены в ленте целиком. Здесь практически нет инструментов форматирования, однако есть возможность вставить ссылки, прикрепить опрос, фото, видео.
Назначение постов – быстрое информирование читателей. Например, Вы можете опубликовать экстренные новости, сообщить о выпуске нового продукта/ предложения, провести опрос.
Самый популярный формат «Дзен» – это статьи. В отличие от коротких новостных постов, они не имеют ограничений на количество символов. А их главное преимущество – это возможность вёрстки; здесь текст можно разбивать на подзаголовки, форматировать фрагменты, вставлять активные ссылки, интегрировать медиафайлы (слайдеры, видео с YouTube).
Формат статей – это отличная возможность создать информативные, структурированные материалы практически на любые темы. Например, он применяется преимущественно при подготовке «документальных», образовательных, познавательных и бизнес-публикаций.
На платформе можно публиковать видео (преимущественно в горизонтальном формате) продолжительностью от 5 секунд до 8 часов. Они отображаются в ленте и начинают проигрываться автоматически, как только появляются в области видимости читателя.
Видео – это отличная возможность наглядно показать что-то, например, процесс изготовления изделий, обзор товара или экскурсию. Но все материалы должны соответствовать правилам платформы, в частности, не нарушать чьи-то авторские права.
К публикации принимаются и короткие ролики (в вертикальном формате) продолжительностью не менее 5 секунд и не более 2 минут. Они отображаются в отдельной ленте, на мобильных устройствах проигрываются в полноэкранном режиме.
Короткие ролики популярны, т.к. позволяют пользователям получать полезную информацию, не концентрируя внимание и не затрачивая много времени. Чтобы они были эффективными, автору нужно определить главные тезисы, ясно сформулировать и наглядно показать их в видео.
На платформе есть несколько лент рекомендаций. Основная расположена на главной странице и включает подборку материалов, сформированную в зависимости от предпочтений пользователя. Она будет непрерывно обновляться, пока Вы не просмотрите весь релевантный контент.
Из главного меню Вы можете перейти в прочие разделы:
Компаниям и независимым блогерам «Дзен» предлагает платформу для размещения контента с широким охватом аудитории: более 30 млн пользователей ежедневно согласно сведениям пресс-релиза от 17.12.2024. При этом популярные авторы имеют возможность зарабатывать деньги, используя внутреннюю систему микроплатежей и рекламу.
Право монетизировать контент приобретают владельцы каналов «Дзен», чей контент набрал 30 часов и более просмотров любых материалов (кроме коротких роликов) в течение последних 30 суток. Им нужно пройти официальную регистрацию с уточнением статуса и заключением соглашения.
Получить исчерпывающую информацию о способах, правилах и порядке монетизации можно в подразделе «Авторам» раздела «Помощь» платформы.
Если Вы автор, особенно начинающий, то заранее продумайте, как эффективно продвигать материалы и канал в целом. Есть множество способов, но сначала обратите внимание на бесплатные, которые предполагают работу непосредственно с контентом. Например, к ним относятся:
Есть и платные методы эффективной «раскрутки» канала, например:
Планируя кампанию по «раскрутке» канала, не спешите и будьте последовательны. Сначала важно позаботиться о качестве материалов, и только потом о прочих методах его распространения.
Платформа «Дзен» предлагает исключительные возможности в создании, развитии и монетизации собственных блогов всем желающим. На этой площадке Вам доступны:
Работая в «Дзен», также учитывайте, что здесь есть некоторые недостатки:
Среди блог-платформ «Дзен» лидирует по объёму трафика, кроме того, он прост и эффективен в использовании. Но возможно, Вам не понравится политика модерации контента, трудоёмкость ведения блога, отсутствие адекватных инструментов аналитики или иные моменты. В этом случае Вы можете рассмотреть конкурентные и альтернативные площадки.
Сегодня полноценных конкурентов у «Дзен» фактически нет, но Вы можете рассмотреть такие ресурсы:
Если возникают сложности с раскруткой блога в «Дзен», то помимо описанных ресурсов рассмотрите и такие как создание групп/ пабликов вTelegram (мессенджер), сообществ в VK (социальная сеть), страницы в «Живом журнале» (блог-платформа). Здесь можно публиковать материалы на любые темы, не нарушающие законодательство Российской Федерации.
«Дзен» – это блог-платформа, которая содержит комплекс инструментов для создания и распространения контента с широким охватом аудитории.
На «Дзен» независимые авторы, компании или бренды могут заявить о себе, своих идеях и предложениях. А читатели используют платформу как «персонального ассистента» по подбору полезной информации (статей, видео, роликов) на основе их личных интересов и предпочтений.
Если Вы регулярно наполняете блог новыми материалами, и количество постоянных читателей растёт, то сможете рассчитывать на реальный заработок. Но прибыль сильно варьируется в зависимости от множества факторов, например, качества материалов, актуальности темы и количества подписчиков. Так, многие молодые каналы едва ли могут рассчитывать на 1-2 тыс. руб. в месяц, а популярные блогеры получают 30-50 тыс. руб. и часто намного больше (за тот же период).
[1] Данные за февраль 2025 г.: https://www.similarweb.com/ru/website/vc.ru/#overview.
[2] Данные за февраль 2025 г.: https://www.similarweb.com/ru/website/dtf.ru/#overview.
Учитывайте, что с ростом известности канала Вы можете рассчитывать и на иные источники заработка. Например, на плату за размещение рекламы компаний/ брендов, премиум-подписки и пр.
Платформа «Дзен» широко используется коммерческими компаниями, создателями стартапов, т.к. позволяет извлекать массу выгод, в частности:
«Дзен» – это уникальная платформа, полностью меняющая привычный способ создания и распространения контента. Она предлагает любому человеку стать независимым автором, разрабатывать и размещать материалы с помощью простых, эффективных инструментов. Вместе с тем эта блог-платформа реализована как сервис персональных рекомендаций – читателям демонстрируется подборка материалов, формирующаяся на базе алгоритмов ИИ с учётом их интересов.
В «Дзен» интегрировано множество механизмов анализа, раскрутки и монетизации контента. Такими возможностями пока не обладает ни один web-ресурс в России.