Авиационные учебные центры предоставляют возможность пройти курсы пилотирования вертолета. Подготовка частных пилотов вертолетов ведется в рамках требований российского авиационного законодательства и действующих международных стандартов. Разберемся, что входит в программу курса, и какова стоимость обучения на вертолете.
Первоначальная подготовка частных пилотов проводится в рамках курса PPL(H) – Private Pilot License (Helicopter). Требования к кандидату минимальные – возраст от 16 лет, медицинский сертификат 2 класса. После завершения курса выдается летное свидетельство, которое дает право пилотировать вертолет в личных целях. Обучение проводится преимущественно на вертолетах Robinson R44 и R66.
После получения лицензии PPL(H) и при условии налета не менее 155 часов, появляется возможность пройти обучение на курсе CPL(H) (Commercial Pilot Licence (Helicopter)) для получения лицензии коммерческого пилота.
Курс PPL(H) – это индивидуальные и групповые занятия. График обычно гибкий, занятия могут проходить в вечернее время и по выходным дням для удобства клиентов. Продолжительность курса обучения жестко не фиксируется – на получение свидетельства частного пилота в среднем требуется от двух до трех месяцев. Это зависит от графика обучающегося, а также от погодных условий, поскольку в дни запланированных практических занятий погода может быть нелетной.
В распоряжении АУЦ собственная взлетно-посадочная площадка и воздушные судна, на которых проводятся практические занятия. Теоретические занятия проходят в аудиториях с современным мультимедийным оснащением. Также учебные центры располагают специализированной технической лабораторией.
У авиационного учебного центра в обязательном порядке должна быть:
Обучение по единой программе в рамках требований Управления гражданской авиацией РФ позволяет гарантировать законность получения летного свидетельства и его признания в авиационных структурах.
В случае успешного прохождения курса PPL(H) обучающийся:
Получив летное свидетельство можно использовать навыки в личных целях, либо продолжить обучение для дальнейшей работы в коммерческой сфере.
Государственная учебная программа (обязательная для АУЦ) предусматривает теоретические занятия (60 часов обучения) и наработку практических навыков (не менее 40 часов летного времени).
Комплекс теоретических занятий включает:
Летная практика под руководством опытных инструкторов начинается параллельно с освоением теоретических знаний. Квалификация пилотов-инструкторов должна подтверждаться соответствующими сертификатами. Должен быть оформлен допуск к обучению курсантов.
Количество практических занятий зависит от того, насколько быстро обучающийся овладевает необходимыми навыками. Минимальный налет – 40-42 часа, в соответствии с программой учебного центра. Верхней границы нет – курс практических занятий длится столько времени, сколько конкретному курсанту нужно для усвоения всех требуемых летных навыков. Количество практических занятий сверх нормативного увеличивает стоимость обучения. Во время учебных полетов курсанты осваивают самостоятельное управление вертолетом не только в стандартных, но и в сложных условиях.
После завершения обучения курсант сдает внутренний тест в АУЦ. После чего ему нужно успешно сдать компьютерный экзамен в Росавиации, чтобы получить удостоверение частного пилота.
Базовая стоимость обучения на вертолете зависит от расценок в конкретных авиационных учебных центрах, а также от марки и модели воздушного судна.
Ориентировочная стоимость курса для получения лицензии PPL(H) составляет:
В стоимость входит не менее 40 часов летной подготовки, более 230 часов теоретических занятий, около 15 часов внутреннего зачета-экзамена. Конкретные условия необходимо уточнить в выбранной АУЦ. Дополнительные часы летной подготовки для освоения пилотирования оплачиваются сверх базового тарифа.
В рамках курса обучают пилотированию воздушного судна одного конкретного типа (в России это преимущественно легкий вертолет Robinson R44 или Robinson R66). В свидетельстве пилота указывается тип вертолета, на котором он обучался. Для пилотирования вертолетов Ми-8 и других следует пройти дополнительный курс переобучения на новый тип, о чем в свидетельство вносят соответствующую пометку.
Лицо, получившее свидетельство пилота-любителя (частного пилота), пройдя соответствующий курс в АУЦ, имеет право использовать вертолет, собственный или арендованный, для личных нужд. Но коммерческую перевозку грузов и пассажиров осуществлять нельзя. Для работы пилотом вертолета требуется пройти иной курс обучения, более длительный и глубокий, по окончании которого выдается свидетельство коммерческого пилота.
Свидетельство частного пилота действует бессрочно, но оно имеет силу только при своевременном прохождении ВЛЭК. До 40 лет врачебно-летную экспертную комиссию требуется проходить раз в 5 лет, до 50 лет – раз в 2 года, после 50 лет каждый год.
Лицензия PPL(H) дает возможность управлять в качестве частного пилота вертолетом определенной модели. Этого достаточно, если планируется летать на собственном вертолете. Но если есть желание арендовать воздушные суда в разных местах, необходимо расширить навыки и получить разрешение на пилотирование других вертолетов. В АУЦ можно пройти переподготовку на вертолеты Agusta AW119Ke, Airbus Helicopters H125 (ранее – Eurocopter AS350), Ми-8, других марок и моделей. Также можно пройти курсы повышения квалификации и переобучиться на коммерческого пилота.