Наверняка вы часто слышали людей, которые выступают публично и удивлялись тому, насколько у них замечательно получается держать внимание публики. Их речь чёткая, разборчивая, чистая, а уверенности в себе может позавидовать кто угодно. Думаете, это врождённый дар? Ошибаетесь – такому учатся! Причём, что самое интересное, обучиться может любой человек. Нужно только правильно подобрать курс.
На Сравни представлено много курсов по управлению голосом и речью.
Это своего рода классика, ведь система Станиславского обязательно применяется в актёрских учебных заведениях. Причём не только в России, но и по всему миру! А ведь эта система обучает не только актёрскому мастерству как таковому, но и умению выражать свои мысли голосом чётко, ясно и так, чтобы сразу донести нужную эмоцию, поэтому неудивительно, что курсы сценической речи, основанные на системе Станиславского, очень действенны.
Прежде всего, на таких занятиях уделяется внимание правильной артикуляции. Ведь правильная артикуляция – это верно извлечённые звуки, чистая и чёткая речь. Если у человека проблема с артикуляцией, у него могут даже иметься дефекты речи! Нередко с такой проблемой обращаются к логопеду, который, кстати, тоже наверняка попросит начать с упражнений на артикуляцию.
Кстати, согласно исследованиям специалистов, уже однажды выработанная привычка чётко разговаривать сохраняется на всю оставшуюся жизнь! Поэтому такие курсы сценической речи помогут облегчить жизнь студентов на долгие годы вперёд.
Повышенное внимание на курсах по Станиславскому уделяется манере речи. Многим людям свойственны какие-то индивидуальные особенности произнесения – эканья, вздохи перед началом разговора, причмокивания в паузах. Эти, казалось бы, мелочи существенно портят восприятие речи окружающими. Одна из задач такого курса – избавление от вредных особенностей речи.
Этот курс направлен именно на раскрытие секретов правильного произношения, которое понравится слушателям и привлечёт их внимание. Часто человек неподготовленный переживает то, что называется «срывом голоса» - то есть, в моменты волнения начинает заикаться, у него как будто перехватывает дыхание. Над волнением, конечно, требуется поработать отдельно, однако важно ещё и укрепить центральное звучание. Это укрепление поможет в любых ситуациях сохранять ровность речи.
Также очень важно проработать фонационное дыхание – дыхание, которое мы используем во время произнесения чего-либо. Оно, кстати, значительно отличается от обычного дыхания во время молчания. Во время разговора человек в идеале должен энергично вздохнуть и медленно выдохнуть, а во время выдоха говорить. На курсе ученики как раз будут обучаться контролировать своё дыхание во время беседы.
Прорабатывается и тембр голоса. У каждого человека тембр уникален. Задача опытного педагога – раскрыть возможности тембра каждого ученика и найти индивидуальный подход. Ведь то, что подойдёт одному, может совершенно не подойти другому.
Над интонацией тоже важно работать. Даже самая интересная речь с полезным содержанием может оказаться бесполезной, если интонацией не расставлены нужные акценты. Педагоги научат формировать правильные интонации там, где нужно.
Выстраивание ритмов и темпов речи тоже очень важно для того, чтобы слушатели правильно восприняли услышанное. Слишком быстрая речь, например, быстро утомит их. Поэтому важно понять, как держать комфортный для окружающих темп.
Основной враг любой сценической речи – волнение. Даже хорошо подготовленная дома речь окажется совершенно бесполезной, если оратор начинает сильно переживать. Педагоги в первую очередь учат справляться с такой опасной эмоцией, делятся своими наблюдениями и вырабатывают навыки преодоления сильного волнения.
Следующий этап – обучение тому, как настроить аудиторию на восприятие информации. Для того, чтобы речь принесла ожидаемый эффект, важно не просто чётко и слаженно её произносить, но и поработать над аудиторией. То есть, приковать её внимание, настроить на восприятие того, что она сейчас услышит, заинтересовать.
Профессионалы расскажут, как правильно составить план выступления. Речь не должна быть спонтанной. Для того, чтобы она возымела успех, крайне желательно заранее составить её план, хотя бы примерный. Основные моменты, риторические вопросы, аргументы – всё это следует обдумать заблаговременно.
Составление плана при планировании публичного выступление очень важно. Но не менее важно уметь импровизировать. Часто во время выступления слушатели могут попробовать вступить в диалог с оратором. В таком случае важно научиться не теряться, а, наоборот, оперативно и точно сформулировать мысли, отвечать доброжелательно. Возможно, пригодится даже нестандартная аргументация, ведь могут попасться вопросы с подвохом.
Важно также уметь заполнить неловкие паузы. Способность разрядить обстановку также пригодится. Как этого достичь? Рассказывая что-нибудь забавное – например, лучше всего в таких случаях подходят истории из профессиональной практики. Но анекдоты тоже подойдут. Самое важно – легко и непринуждённо продолжать говорить, чтобы не повисло неловкое молчание. А ведь это не так просто, как может показаться на первый взгляд!
К тому же речь при разных обстоятельствах сильно отличается. Например, со сцены она одна, на камеру – другая. Важно учитывать эти нюансы и учиться находить выход из разных неловких моментов, которые могут возникнуть во время выступления. Когда оратор знает, что он хорошо подкован даже в таких вопросах, он обязательно будет меньше волноваться.
Кстати, пригодится умение импровизировать и в обычной жизни, не только во время выступлений. Например, во время разных деловых переговоров, от которых может зависеть судьба будущих партнёрских взаимодействий, контрактов. Первое впечатление производится только один раз, поэтому любому деловому человеку важно суметь произнести первую речь максимально правильно и суметь выйти победителем из нестандартных ситуаций.
С какими же вопросами желающие обучиться сценической речи сталкиваются чаще всего?
Самый очевидный ответ – актёрам. Но не всё так очевидно, ведь со сцены доводится выступать и другим представителям творческих профессий, которых приглашают иногда выступить где-либо – художникам, режиссёрам, писателям. Также навыки правильной речи пригодятся руководителям, которые хотят завоевать авторитет у подчинённых. Пользу они принесут учителям, блогерам, консультантам, продавцам – то есть, тем людям, которые постоянно коммуницируют с окружающими. Впрочем, любому другому человеку азы сценической речи тоже не помешают – они помогут стать увереннее, притягательнее, избавиться от комплексов.
Если как следует постараться и обратиться к профессионалам, сценическую речь сможет освоить каждый человек. Возможно, к разным ученикам потребуются разные подходы, но в результате справятся все.
Они разнообразны. Но в любом случае используются различные упражнения для постановки голоса и развития правильной дикции. Также даются упражнения, которые помогают выработать нужную интонацию. Обязательно формируется правильное дыхание, прорабатываются звучность голоса, чёткость произношения.
Как показывают опросы, страх выступлений перед публикой зачастую пропадает после того, как человек обучается правильно говорить публично.
Да, курсы сценической речи всегда помогают аргументированно, связно и доходчиво выстраивать диалог с окружающими.
Всё зависит от цели обучения, самой образовательной программы и индивидуальных особенностей каждого ученика. В среднем, на обучение сценической речи может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев.
Сценическая речь, как мы видим, может пригодиться не только актёрам. Многим людям не помешает приобрести этот полезный навык. Самое главное – это решиться прийти на курс, который может в буквальном смысле изменить жизнь.