logo
Ещё

Как научиться рисовать человека

В статье расскажем, как легко разобраться в строении человека без заучивания плотных анатомических справочников. Мы пройдём через создание человеческой фигуры, используя простые формы, всего за четыре шага, а также поделимся советами для дальнейшего совершенствования навыков.

Навыком правильного изображения человека владеет любой художник — это фундаментальный элемент, необходимый при создании персонажей. Не имеет значения, рисуете ли вы человека, робота или фантастического пришельца: основные принципы построения фигуры остаются неизменными, меняются только формы и пропорции. Освоение базовой структуры человека — ключ к тому, чтобы свободно экспериментировать, создавать новых персонажей или улучшать уже существующих.

Почему трудно рисовать человеческое тело

В теле взрослого человека насчитывается более двухсот костей и около шести сотен мышц. К тому же, всё это постоянно находится в движении. Однако для рисования убедительной фигуры вовсе не обязательно знать все кости и мышцы по памяти. Даже если художник-новичок тщательно изучит анатомические справочники, это не гарантирует легкости в процессе создания изображений.

В живописи важно уметь видеть целое, а потом уже переходить к деталям. Поэтому начинающему художнику важно в первую очередь сформировать общее представление о силуэтах и пропорциях человека. При работе с объёмами важно учитывать перспективу. Без этого невозможно создать ощущение глубины на плоской поверхности бумаги. Перед началом использования примитивов необходимо определить условный горизонт и точку зрения, с которой вы наблюдаете изображаемый объект. В этой статье мы подробно рассмотрим, как правильно строить перспективу.

Что такое примитивы

Начинать рисование человека всегда лучше с построения скелета и в этом нам помогут примитивы. Примитивы в художественном рисовании представляют собой исходные формы, на основе которых формируется общий силуэт объекта и его внутренние детали. Использование примитивов облегчает работу с созданием сложных изображений, а также помогает отметить особенности характера и движение формы. Главные типы примитивов:

  • шар (круглая форма),
  • куб (квадратная основа),
  • цилиндр (прямоугольная форма),
  • конус или пирамида (треугольная структура).

Обращая тело в примитивы, мы акцентируем внимание на его ключевых элементах, формирующих основу фигуры. Это голова, позвоночник, торс, конечности и таз. Суставы, которые мы обозначали точками при построении скелета, показывают границы между отдельными формами. Изменяя их расположение, мы меняем позу персонажа.

Куб, в отличие от сферы, эффективнее отображает положение тела, позволяя оценить его поворот и наклон относительно зрителя. Цилиндры станут базовой формой для конечностей; они связывают грудную клетку, голову и таз, выступая своеобразными осями. Представьте, что вы нанизываете цилиндры на схематичный скелет. В этом случае кости выступают именно в роли осей, а в местах соединения, то есть суставов, создаются точки опоры для движений.

Оформление скелета

Чтобы превратить ваш угловатый кубический манекен в более естественную и органичную фигуру человека, следуйте конкретным шагам.

  1. Работа с головой:
    • Сделайте голову более округлой. Устраните резкие углы, придавая ей плавную, лампообразную форму.
    • Сузьте область челюсти, чтобы она стала более аккуратной и напоминала силуэт лампочки.
  2. Обработка торса:
    • Скруглите грудную клетку, чтобы убрать жесткую угловатость.
    • Наметьте линиями лопатки, сделайте их более плавными и заметными.
    • Соедините торс и тазовой пояс изогнутой линией, которая плавно переходит от верхней части к нижней без резких переходов.
  3. Добавление массы и объёмов:
    • Нарастите мышцы рук и ног, наслоив дополнительные объёмы на цилиндры. Можно добавить средние и малые формы — округлые объёмы, которые создадут ощущение мускулатуры.
    • На руках и ногах добавьте мясистые формы, делая их более реалистичными. Внимательно моделируйте области предплечий, плеч и бёдер, придавая им плавные изгибы.
  4. Общий целостный образ:
    • Следите за тем, чтобы формы наслаивались друг на друга и объединялись плавными линиями. Пусть одна форма плавно переходит в другую, создавая единую, органичную структуру.
    • При соединении частей избегайте острых углов; вместо этого используйте изогнутые линии, пересекающиеся и переплетающиеся, чтобы фигура выглядела натурально.
  5. Использование референсов:
    • Для более точной картины ознакомьтесь с учебными изображениями экорше. Обратите внимание на пропорции и форму мышц спереди и сзади: плечи, грудь, руки, пресс и ягодицы, широчайшая и трапеция.
    • Аналогично, при моделировании следите за тем, чтобы форма каждого сегмента сочеталась с соседними, создавая гармоничную плавную поверхность.

Делайте формы более мягкими и объёмными, соединяйте их плавными линиями и сохраняйте баланс между частями, чтобы фигура смотрелась цельной и органичной. Если нужно, можно сделать рисование поэтапным, начиная с примитивных форм, и постепенно добавляя детали и округлости, доводя общий силуэт до натуралистичного вида.

Важно сохранить целостность фигуры, собранной из различных форм. Поэтому при изображении органических форм старайтесь так расположить их, чтобы они наслаивались и переплетались друг с другом. Пусть конец одной линии становится началом следующей.

Наслаивание линий в рисовании

Образ кажется более естественным и свободным благодаря тому, что линии перекрывают друг друга. Когда добавляете средние и мелкие формы, используйте вариации контуров — и округлые, и угловатые. Такое чередование помогает интуитивно различать, где силуэт задают мышцы (например, для округлых фигур), а где — кости.

Пользуйтесь референсами и регулярно практикуйте. Нет ничего плохого в том, чтобы перерисовывать людей по фотографиям. Такой подход помогает закрепить навык, запомнить общие пропорции, научиться разбивать тело на простые формы, а также видеть средние и мелкие детали. Работая с объёмами, также важно учитывать перспективу. Без правильного восприятия глубины невозможно передать ощущение пространства на двумерной поверхности. Перед началом работы с формами необходимо определить линию горизонта и точку зрения — ту точку, с которой наблюдается изображаемый объект.

Упрощая тело до базовых примитивов, мы делаем акцент на его наиболее важных частях, которые формируют основу фигуры. К таким частям относятся голова, позвоночник, торс, конечности и тазовая область. Суставные точки, которые мы обозначали на этапе скелетной разметки, служат ориентирами для того, где заканчивается одна форма и начинается другая. Их изменение позволяет менять позу персонажа и достигать нужного динамического выражения.

В качестве базовых форм рекомендуется использовать кубы и цилиндры. Кубы хорошо подходят для крупных сегментов тела — головы, груди и таза. Для конечностей лучше использовать цилиндры, которые можно представить как сооружения, соединяющие грудную клетку, голову и таз. Представьте, будто вы нанизываете цилиндры на схематичный каркас, выполненный по ранее построенному скелету. В этом случае кости выступают в роли осей. На месте суставных узлов, соединяющих руки и ноги, можно поместить сферы. Это позволит цилиндрам вращаться вокруг них, имитируя шарнирные движения.

Если вы работаете в цифровом формате и испытываете трудности с упрощением фигур до базовых форм, попробуйте наносить кубы и цилиндры поверх фотографий. Постоянная практика поможет вам свободнее ориентироваться в объёмах и пространство. Также можно создавать самостоятельные наброски.

Обратите внимание, что каждый художник выстраивает собственную методику работы с примитивами. Некоторые используют только кубы и цилиндры, другие предпочитают овалы и сферы, или же комбинируют их. Важно осознавать, что не существует единственно верного подхода — главное, чтобы выбранная техника способствовала вашему развитию и помогала лучше структурировать объёмы.

Рисование человека

Когда вы освоите выполнение этих этапов по отдельности, можно приступать к полному изображению человека за один сеанс. Алгоритм:

  • Поиск референсов. Если хотите тренироваться — рекомендуется использовать специализированные сайты для эскизов, например: сайт натуры для рисования SketchDaily или сайт для тех, кто рисует комиксы. Если у вас есть чёткое представление позы, можно поискать подходящие изображения на Pinterest.
  • Обозначение линий каркаса. Начинаем с построения центральной оси тела, определяем наклон плеч и таза, а также ориентируемся по конечностям. На этом этапе выставляем пропорции фигуры.
  • Создаём скелет из вспомогательных «коробочек». Они помогают задать объём и общие формы.
  • Поверх наносим более детализированные, конкретные формы, делая рисунок более реалистичным и проработанным.

Этот подход универсален и подходит как для полноразмерных портретов, так и для кадрированных рисунков. Чем больше тренировки, тем реже потребуется выполнение начальных этапов. Например, опытные художники могут сразу переходить к прорисовке сложных форм, пропуская этапы построения коробочек, поскольку в уме хорошо представляют объёмы и ракурсы.

Перечисленные шаги являются фундаментальной базой для освоения рисования человека. Постоянная практика поможет закрепить навыки, а со временем можно углубляться в тему и решать всё более сложные задачи. В помощь вам — полезные видеоуроки, которые особенно эффективны для наглядного изучения техники:

  • Канал Александра Рыжкина, известного в художественных кругах преподавателя рисунка и пластической анатомии
  • Ютуб-канал Proko для тех, кто владеет английским языком. Стэн Прокопенко — один из самых популярных преподавателей по анатомии на YouTube.

FAQ

Как быстро начать рисование человека?

Чтобы начать рисовать человека, стоит сначала сосредоточиться на определении базовых пропорций: необходимо наметить соотношения между длиной рук, ног, шириной плеч и торса, а для этого в качестве ориентира используют размер головы, с которой начинают работу.

После этого следует сделать карандашом поэтапно грубый набросок фигуры, построив схематичный каркас с помощью простых линий, обозначающих позвоночник, конечности и основные ориентиры позы. Этот скелет помогает понять, как персонаж занимает пространство, определить устойчивость позы и правильно расположить все элементы тела для дальнейшей прорисовки.

Как нарисовать портрет человека?

Портрет человека стоит начать с освоения пропорций, подробная инструкция здесь.

Вывод

  • Начинать рисование человека можно с построения скелета с помощью примитивов, определённых форм.
  • В результате должен получиться угловатый кубический манекен. Затем нужно скруглить все детали, придав ему форму человеческого тела.
  • В конце занимаемся прорисовкой деталей, и доводим наш рисунок до завершённого вида.