В статье расскажем, как легко разобраться в строении человека без заучивания плотных анатомических справочников. Мы пройдём через создание человеческой фигуры, используя простые формы, всего за четыре шага, а также поделимся советами для дальнейшего совершенствования навыков.
Навыком правильного изображения человека владеет любой художник — это фундаментальный элемент, необходимый при создании персонажей. Не имеет значения, рисуете ли вы человека, робота или фантастического пришельца: основные принципы построения фигуры остаются неизменными, меняются только формы и пропорции. Освоение базовой структуры человека — ключ к тому, чтобы свободно экспериментировать, создавать новых персонажей или улучшать уже существующих.
В теле взрослого человека насчитывается более двухсот костей и около шести сотен мышц. К тому же, всё это постоянно находится в движении. Однако для рисования убедительной фигуры вовсе не обязательно знать все кости и мышцы по памяти. Даже если художник-новичок тщательно изучит анатомические справочники, это не гарантирует легкости в процессе создания изображений.
В живописи важно уметь видеть целое, а потом уже переходить к деталям. Поэтому начинающему художнику важно в первую очередь сформировать общее представление о силуэтах и пропорциях человека. При работе с объёмами важно учитывать перспективу. Без этого невозможно создать ощущение глубины на плоской поверхности бумаги. Перед началом использования примитивов необходимо определить условный горизонт и точку зрения, с которой вы наблюдаете изображаемый объект. В этой статье мы подробно рассмотрим, как правильно строить перспективу.
Начинать рисование человека всегда лучше с построения скелета и в этом нам помогут примитивы. Примитивы в художественном рисовании представляют собой исходные формы, на основе которых формируется общий силуэт объекта и его внутренние детали. Использование примитивов облегчает работу с созданием сложных изображений, а также помогает отметить особенности характера и движение формы. Главные типы примитивов:
Обращая тело в примитивы, мы акцентируем внимание на его ключевых элементах, формирующих основу фигуры. Это голова, позвоночник, торс, конечности и таз. Суставы, которые мы обозначали точками при построении скелета, показывают границы между отдельными формами. Изменяя их расположение, мы меняем позу персонажа.
Куб, в отличие от сферы, эффективнее отображает положение тела, позволяя оценить его поворот и наклон относительно зрителя. Цилиндры станут базовой формой для конечностей; они связывают грудную клетку, голову и таз, выступая своеобразными осями. Представьте, что вы нанизываете цилиндры на схематичный скелет. В этом случае кости выступают именно в роли осей, а в местах соединения, то есть суставов, создаются точки опоры для движений.
Чтобы превратить ваш угловатый кубический манекен в более естественную и органичную фигуру человека, следуйте конкретным шагам.
Делайте формы более мягкими и объёмными, соединяйте их плавными линиями и сохраняйте баланс между частями, чтобы фигура смотрелась цельной и органичной. Если нужно, можно сделать рисование поэтапным, начиная с примитивных форм, и постепенно добавляя детали и округлости, доводя общий силуэт до натуралистичного вида.
Важно сохранить целостность фигуры, собранной из различных форм. Поэтому при изображении органических форм старайтесь так расположить их, чтобы они наслаивались и переплетались друг с другом. Пусть конец одной линии становится началом следующей.
Образ кажется более естественным и свободным благодаря тому, что линии перекрывают друг друга. Когда добавляете средние и мелкие формы, используйте вариации контуров — и округлые, и угловатые. Такое чередование помогает интуитивно различать, где силуэт задают мышцы (например, для округлых фигур), а где — кости.
Пользуйтесь референсами и регулярно практикуйте. Нет ничего плохого в том, чтобы перерисовывать людей по фотографиям. Такой подход помогает закрепить навык, запомнить общие пропорции, научиться разбивать тело на простые формы, а также видеть средние и мелкие детали. Работая с объёмами, также важно учитывать перспективу. Без правильного восприятия глубины невозможно передать ощущение пространства на двумерной поверхности. Перед началом работы с формами необходимо определить линию горизонта и точку зрения — ту точку, с которой наблюдается изображаемый объект.
Упрощая тело до базовых примитивов, мы делаем акцент на его наиболее важных частях, которые формируют основу фигуры. К таким частям относятся голова, позвоночник, торс, конечности и тазовая область. Суставные точки, которые мы обозначали на этапе скелетной разметки, служат ориентирами для того, где заканчивается одна форма и начинается другая. Их изменение позволяет менять позу персонажа и достигать нужного динамического выражения.
В качестве базовых форм рекомендуется использовать кубы и цилиндры. Кубы хорошо подходят для крупных сегментов тела — головы, груди и таза. Для конечностей лучше использовать цилиндры, которые можно представить как сооружения, соединяющие грудную клетку, голову и таз. Представьте, будто вы нанизываете цилиндры на схематичный каркас, выполненный по ранее построенному скелету. В этом случае кости выступают в роли осей. На месте суставных узлов, соединяющих руки и ноги, можно поместить сферы. Это позволит цилиндрам вращаться вокруг них, имитируя шарнирные движения.
Если вы работаете в цифровом формате и испытываете трудности с упрощением фигур до базовых форм, попробуйте наносить кубы и цилиндры поверх фотографий. Постоянная практика поможет вам свободнее ориентироваться в объёмах и пространство. Также можно создавать самостоятельные наброски.
Обратите внимание, что каждый художник выстраивает собственную методику работы с примитивами. Некоторые используют только кубы и цилиндры, другие предпочитают овалы и сферы, или же комбинируют их. Важно осознавать, что не существует единственно верного подхода — главное, чтобы выбранная техника способствовала вашему развитию и помогала лучше структурировать объёмы.
Когда вы освоите выполнение этих этапов по отдельности, можно приступать к полному изображению человека за один сеанс. Алгоритм:
Этот подход универсален и подходит как для полноразмерных портретов, так и для кадрированных рисунков. Чем больше тренировки, тем реже потребуется выполнение начальных этапов. Например, опытные художники могут сразу переходить к прорисовке сложных форм, пропуская этапы построения коробочек, поскольку в уме хорошо представляют объёмы и ракурсы.
Перечисленные шаги являются фундаментальной базой для освоения рисования человека. Постоянная практика поможет закрепить навыки, а со временем можно углубляться в тему и решать всё более сложные задачи. В помощь вам — полезные видеоуроки, которые особенно эффективны для наглядного изучения техники:
Чтобы начать рисовать человека, стоит сначала сосредоточиться на определении базовых пропорций: необходимо наметить соотношения между длиной рук, ног, шириной плеч и торса, а для этого в качестве ориентира используют размер головы, с которой начинают работу.
После этого следует сделать карандашом поэтапно грубый набросок фигуры, построив схематичный каркас с помощью простых линий, обозначающих позвоночник, конечности и основные ориентиры позы. Этот скелет помогает понять, как персонаж занимает пространство, определить устойчивость позы и правильно расположить все элементы тела для дальнейшей прорисовки.
Портрет человека стоит начать с освоения пропорций, подробная инструкция здесь.